новости государства, права, общества по существу
Get Adobe Flash player

Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов
исполнительной власти города Москвы (далее — Правительство), Московская
Федерация профсоюзов (далее также — МФП) от лица московских объединений
профсоюзов (далее — Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и
предпринимателей (работодателей) (далее — МКПП(р) от лица московских
объединений работодателей (далее — Работодатели) (далее — Стороны) в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города
Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 «О социальном партнерстве в городе
Москве» заключили Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 годы
между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и
московскими объединениями работодателей (далее — Соглашение).
Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение
согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной
власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений к
связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение
уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и развитие
экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных
гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и
охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.
Настоящее Соглашение рассматривается Сторонами как основа для
разработки и заключения городских отраслевых (межотраслевых) и
территориальных соглашений, а также коллективных договоров в
организациях, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, с
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на
территории города Москвы (далее — организации). Нормы и гарантии,
включенные в настоящее Соглашение, являются минимальными, обязательными к
применению и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и
экономической защищенности работников.
Стороны при разработке и реализации настоящего Соглашения
руководствуются положениями, содержащимися в Генеральном соглашении между
общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями
работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией
территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального
федерального округа, Координационным Советом Российского союза
промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.
Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется
Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых
отношений (далее — МТК).
Стороны поручают МТК вносить изменения в настоящее Соглашение в
порядке, установленном Регламентом работы Московской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Раздел 1. В области развития экономики и повышения инвестиционной
привлекательности

Стороны обязуются:
1.1. Направлять усилия на укрепление экономики города Москвы, в том
числе на основе внедрения проектного подхода, цифровизации и
инновационных технологий, снижение импортозависимости и развитие
экспортного потенциала.
1.2. Участвовать в подготовке и экспертизе документов
стратегического планирования, реализация которых затрагивает сферу
социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
1.3. Разрабатывать предложения по комплексному и устойчивому
развитию производственных территорий и промышленных зон, расположенных на
территории города Москвы.

Правительство и Работодатели обязуются:
1.4. Развивать механизмы государственно-частного партнерства.
1.5. Содействовать развитию высокотехнологичного инновационного
производства, в том числе путем создания промышленных кластеров с
участием субъектов малого и среднего предпринимательства.
1.6. Принимать меры по устранению избыточного государственного
регулирования и снижения административных барьеров при осуществлении
инвестиционной и предпринимательской деятельности.
1.7. Развивать действующие и создавать новые технопарки и
технополисы.
1.8. Разрабатывать и обеспечивать реализацию мер по поддержке и
развитию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства.
1.9. Создавать условия для повышения конкурентоспособности товаров и
услуг московских производителей.
1.10. Создавать условия для стимулирования спроса на рынке
высокотехнологичной продукции, повышения уровня внедрения технологических
инноваций промышленными организациями.
1.11. Создавать условия для развития высокотехнологичных организаций
и повышения стоимости интеллектуального труда.
1.12. Поддерживать экспортоориентированные организации, использующие
в своем производстве национальную компонентную базу.
1.13. Продолжить проведение совместных мероприятий, осуществляемых в
целях содействия развитию и поддержки инвестиционной и
предпринимательской деятельности в городе Москве.
1.14. Организовывать и проводить ежегодно мероприятия в рамках
Московского международного инженерного форума.
1.15. Способствовать обмену информацией о продукции, производимой
организациями, в том числе в целях формирования реестра продукции
отдельных отраслей промышленности.
1.16. Содействовать обеспечению доступности долгосрочного
кредитования товаропроизводителей, зарегистрированных на территории
города Москвы.
1.17. Проводить мониторинг потребности в специалистах для отраслей
экономики и осуществлять взаимодействие с образовательными организациями
города Москвы по их подготовке.
1.18. Проводить мониторинг целевого и эффективного использования
земельных участков организациями, осуществляющими промышленную
деятельность на территории города Москвы.
1.19. Продолжить взаимодействие по вопросам снижения налоговой
нагрузки по налогу на имущество организаций.
1.20. Продолжить взаимодействие по вопросам, связанным с кадастровой
оценкой недвижимости организаций.
1.21. Реализовывать проекты, направленные на развитие
предпринимательской, промышленной, научной и инновационной деятельности в
городе Москве.
1.22. Способствовать созданию и развитию не менее 5 новых центров
детского и молодежного научно-технического творчества, в том числе на
базе технопарков.
1.23. Принимать меры по повышению информированности заказчиков
города Москвы об инновационной продукции, производимой в городе Москве.
1.24. Совместно организовывать и проводить тематические мероприятия,
в том числе по вопросам, связанным с реализацией городского
межотраслевого трехстороннего соглашения.

Работодатели обязуются:
1.25. Участвовать в реализации экономической, в том числе
промышленной, политики города Москвы.
1.26. Осуществлять под руководством МКПП(р) сбор, анализ и обобщение
актуальных системных проблем, возникающих в процессе деятельности
организаций различных отраслей производства, в том числе для рассмотрения
в рамках программы тематических мероприятий.
1.27. Организовывать и проводить молодежные научно-инновационные
мероприятия.

Раздел 2. В области регулирования рынка труда и занятости населения

Стороны обязуются:
2.1. Содействовать созданию новых, сохранению и модернизации
действующих рабочих мест для жителей города Москвы.
2.2. Осуществлять комплекс мер по снижению социальной напряженности,
предоставлению дополнительных гарантий занятости, профессиональному
обучению, дополнительному профессиональному образованию, социальной
поддержке высвобождаемых (высвобожденных) работников в случае осложнения
ситуации на рынке труда города Москвы, связанной с угрозой массовых
увольнений работников в организациях.
2.3. Содействовать обеспечению временной занятости молодежи в
свободное от учебы время и в период каникул.
2.4. Создавать условия для социальной адаптации женщин, стремящихся
возобновить трудовую деятельность, в том числе на условиях самозанятости,
после периода, связанного с беременностью и родами, уходом за ребенком,
обеспечивать их обучение, профессиональное обучение, дополнительное
профессиональное образование по профессиям и специальностям,
востребованным на рынке труда города Москвы.
2.5. Развивать взаимодействие между образовательными организациями,
осуществляющими профессиональное обучение, дополнительное
профессиональное образование, и организациями, осуществляющими профильную
профессиональную деятельность в городе Москве, с целью прохождения
обучающимися производственной практики, а также реализации
образовательных программ среднего профессионального образования по
профессиональным модулям.
2.6. Осуществлять комплекс мероприятий, направленных на
стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение
доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных
возможностей.
2.7. Оказывать жителям города Москвы из числа лиц с ограниченными
возможностями здоровья содействие в трудоустройстве, руководствуясь
рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации
инвалида.
2.8. Проводить согласованную политику по вопросам привлечения и
использования иностранной рабочей силы в экономику города Москвы.
2.9. Осуществлять мониторинг процессов трудовой миграции. Принимать
меры по оптимизации привлечения иностранной рабочей силы и созданию
экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от
иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства
граждан Российской Федерации.
2.10. Содействовать развитию практики наставничества в организациях.
2.11. Реализовать проекты по профессиональной ориентации и
профессиональному самоопределению детей и молодежи.
2.12. Не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 0,7% от
общей численности рабочей силы.
2.13. Считать критериями массового увольнения показатели численности
увольняемых работников организаций с численностью работающих от 15 и
более человек за определенный период времени:
2.13.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25%
работников организации от общей численности работающих в организации.
2.13.2. Сокращение численности или штата работников организации в
количестве:
— 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
— 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
— 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

Правительство и Работодатели обязуются:
2.14. Обеспечивать лицам с ограниченными возможностями здоровья
беспрепятственный доступ к местам осуществления трудовой деятельности и
обучения, а также к объектам социальной инфраструктуры организаций, в том
числе образовательных организаций.
2.15. Организовывать проведение мониторинга трудоустройства
выпускников профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования (далее — молодые
специалисты). По итогам мониторинга формировать согласованные предложения
с целью гарантированного обеспечения трудоустройства молодых специалистов
в организациях.
2.16. Организовать проведение на постоянной основе дней открытых
дверей, профессионально-ориентационных экскурсий в организациях
промышленности, а также презентационных сессий работодателей для
обучающихся образовательных организаций.
2.17. Содействовать активному участию работодателей в различных
формах взаимодействия с образовательными организациями, включая участие в
разработке содержания образовательных программ, общественной оценке
качества образования, развитии учебно-производственных интегрированных
комплексов, системы непрерывного профессионального обучения и
дополнительного профессионального образования с учетом развития техники,
технологии, организации производства труда.

Работодатели обязуются:
2.18. Информировать стороны социального партнерства в случае угрозы
массового увольнения работников не менее чем за три месяца до даты начала
проведения соответствующих мероприятий. Совместно разрабатывать меры,
направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению.
2.19. Обеспечивать безвозмездное предоставление услуг переводчиков
жестового языка (сурдопереводчиков) в организациях, использующих труд
инвалидов по слуху, из расчета один переводчик жестового языка на каждые
15 человек работающих из числа инвалидов по слуху.
2.20. Обеспечивать установление окладов (должностных окладов)
переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), старших инструкторов-
переводчиков, инструкторов-переводчиков по обслуживанию работников из
числа инвалидов по зрению (работников социальных отделов организаций,
сопровождающих), работающих в организациях, использующих труд инвалидов
по слуху и инвалидов по зрению, не ниже размера средней заработной платы
в данной организации.
2.21. Не допускать в течение года одновременного увольнения
работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения
численности или штата работников организации.
2.22. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией
организации или сокращением численности или штата работников организации,
возможность пройти профессиональное обучение и получить дополнительное
профессиональное образование, а также время для поиска новой работы до
наступления срока расторжения трудового договора.
2.23. Проводить при участии МКПП(р) и отраслевых советов по
профессиональным квалификациям работу по профессионально-общественной
аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых
профессиональными образовательными организациями и образовательными
организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку
специалистов для экономики города Москвы.
2.24. Содействовать реализации инвестиционных проектов, в том числе
связанных с обеспечением жильем высококвалифицированных специалистов
работников организаций.

Профсоюзы обязуются:
2.25. Содействовать работе по укреплению трудовой дисциплины,
повышению качества производимой продукции, роста производительности
труда.
2.26. Осуществлять мониторинг эффективности регулирования
социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в
организациях.

Раздел 3. В области оплаты труда работников, доходов и уровня жизни
населения

Стороны обязуются:
3.1. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе
Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере
величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы,
утвержденного постановлением Правительства Москвы. В случае снижения
величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной
заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
3.2. Устанавливать размер минимальной заработной платы с первого
числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу постановления
Правительства Москвы, утверждающего величину прожиточного минимума
трудоспособного населения города Москвы.
3.3. Считать, что размер минимальной заработной платы в городе
Москве не является ограничением для реализации более высоких гарантий по
оплате труда и включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему
месячную норму рабочего времени, установленную законодательством
Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (норма
труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по
бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты,
за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151,
152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
3.4. Публиковать ежеквартально в средствах массовой информации
Сторон, а также предложить размещать на официальном сайте
Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по
г. Москве в информационно-телекоммуникационной сети Интернет утвержденную
Правительством Москвы величину прожиточного минимума в городе Москве.

Правительство и Профсоюзы обязуются:
3.5. Проводить мониторинг уровня жизни населения города Москвы,
эффективности системы оплаты труда, соблюдения трудового законодательства
и размещать результаты мониторинга на информационных ресурсах сторон в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.6. Вырабатывать совместно меры по совершенствованию системы оплаты
труда работников бюджетного сектора экономики города Москвы с учетом
необходимости обеспечения индексации и повышения оплаты труда, в том
числе на основе достижения конкретных показателей качества и количества
оказываемых государственных, муниципальных и иных услуг.

Работодатели обязуются:
3.7. Не допускать задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска,
выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работникам.
3.8. Обеспечивать выплату заработной платы работникам,
трудоустроенным в рамках договоров об организации оплачиваемых
общественных работ или временного трудоустройства, заключаемых с органами
службы занятости населения города Москвы, при полной отработке нормы
рабочего времени и выполнившим норму труда, не ниже минимального размера
оплаты труда в Российской Федерации, установленного федеральным законом.
3.9. Обеспечивать выплату заработной платы работникам, полностью
отработавшим норму рабочего времени в нормальных условиях и выполнившим
норму труда, в размере не ниже размера минимальной заработной платы,
установленного в городе Москве.
3.10. Возмещать работнику, вынужденно приостановившему работу в
связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных
дней, не полученный им средний заработок за весь период ее задержки,
включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой
по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере
не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки
Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в
срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем
установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического
расчета заработной платы включительно.
3.11. Выплачивать выходное пособие при расторжении трудового
договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или
штата работников организации из расчета средней заработной платы
работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета
периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по
инициативе работодателя.
3.12. Проводить индексацию заработной платы в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги.
3.13. Разрабатывать системы нормирования труда, которые определяются
в соответствии с законодательством с учетом мнения представителей
профсоюзных организаций или устанавливаются коллективным договором, и
применять их.
3.14. Устанавливать размер заработной платы работнику в соответствии
с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая
оклады (должностные оклады), тарифные ставки, рассчитанные с учетом
установленной в организации системы нормирования труда, повышающие
коэффициенты к окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, выплаты
компенсационного и стимулирующего характера, которые установлены
соглашением, коллективным договором, а также локальными нормативными
актами, содержащими нормы трудового права, принятыми с учетом мнения (по
согласованию) соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов).
3.15. Устанавливать штатные расписания организаций на основании норм
труда, которые утверждаются руководителем организации с участием
выборного органа профсоюзной организации в соответствии с коллективным
договором, соглашением.

Профсоюзы обязуются:
3.16. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременной и в полном
объеме выплатой заработной платы работникам организаций.
3.17. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным проведением
индексации заработной платы в организациях в связи с ростом
потребительских цен на товары и услуги.

Раздел 4. В области охраны труда, здоровья и экологии

Стороны обязуются:
4.1. Принимать меры по организации и обеспечению функционирования в
организациях системы управления охраной труда и системы управления
профессиональными рисками как важнейших направлений стимулирования
работодателей к постоянному улучшению условий труда и сохранению здоровья
работников.
4.2. Продолжить взаимодействие с органами государственного надзора и
контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов,
содержащих нормы трудового права, законодательства в области охраны
окружающей среды в организациях.
4.3. Оказывать содействие в проведении работодателями специальной
оценки условий труда, пропаганде и распространении в организациях
передового опыта работы в сфере охраны труда, новых разработок,
прогрессивных технологий и оборудования, направленных на предотвращение
несчастных случаев на производстве и (или) профессиональных заболеваний.
4.4. Обеспечить проведение диспансеризации работников организаций и
студентов, обучающихся по очной форме обучения в образовательных
организациях, в том числе в частных образовательных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную
аккредитацию образовательным программам, в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4.5. Способствовать развитию добровольного и безвозмездного
донорства крови.
4.6. Осуществлять перед началом оздоровительных мероприятий в
детских загородных оздоровительных лагерях приемку лагерей с участием
технической инспекции труда Московской Федерацией профсоюзов и отраслевых
профсоюзов.
4.7. Осуществлять контроль за организацией отдыха и оздоровления
детей в детских загородных оздоровительных лагерях и организацией отдыха
студентов в лагерях отдыха.
4.8. Принимать участие в организации и проведении Всемирных дней
охраны труда и дней защиты от экологической опасности, в работах по
озеленению и благоустройству территорий парков и скверов в городе Москве.
4.9. Принимать участие в организации и проведении мероприятий по
реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) в городе Москве.

Правительство и Работодатели обязуются:
4.10. Организовать взаимодействие с органами государственного
надзора и контроля по возникающим у работодателей вопросам
правоприменительной практики реализации положений трудового
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права,
связанных с переходом на оформление листков временной нетрудоспособности
в электронной форме.

Работодатели и Профсоюзы обязуются:
4.11. Принимать меры по созданию в организациях условий для
организации горячего питания работников, в том числе диетического питания
при наличии соответствующих медицинских показаний.
4.12. Создавать в организациях комиссии по социальному страхованию
из представителей первичной профсоюзной организации и работодателя.

Правительство обязуется:
4.13. Осуществлять в установленном порядке государственную
экспертизу условий труда. При проведении государственной экспертизы
условий труда по заявлению работника, профессиональных союзов, их
объединений предусмотреть, что размер платы за ее проведение не
устанавливается или при определении размера платы за ее проведение
применяется понижающий коэффициент (за исключением случаев, установленных
нормативными правовыми актами Российской Федерации).
4.14. Осуществлять мероприятия по профилактике и пропаганде
производственной безопасности.

Работодатели обязуются:
4.15. Обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в
организациях с последующей разработкой и реализацией плана мероприятий по
приведению рабочих мест в соответствие с государственными нормативными
требованиями охраны труда.
4.16. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской
Федерации финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
в организациях. При этом годовой размер выделяемых средств в расчете на
каждого работающего должен быть не ниже размера минимальной заработной
платы, установленной в городе Москве.
4.17. Рассматривать результаты расследования несчастного случая на
производстве с участием выборного органа первичной профсоюзной
организации для принятия решений, направленных на ликвидацию причин и
предупреждение травматизма.
4.18. Обеспечивать выплату единовременной денежной компенсации сверх
предусмотренной федеральным законодательством семье в результате смерти
работника, наступившей от несчастного случая на производстве или
профессионального заболевания, в размере не менее 50-кратного размера
минимальной заработной платы, установленной в городе Москве. В случае
трудового увечья, полученного работником от несчастного случая на
производстве или профессионального заболевания, размер единовременной
денежной компенсации определяется в соответствии со степенью утраты
профессиональной трудоспособности исходя из 50-кратного размера
минимальной заработной платы, установленной в городе Москве, и
уменьшается в зависимости от степени вины потерпевшего, но не более чем
на 25 процентов. Основанием для выплаты денежной компенсации является
заявление от работника или членов семьи погибшего (умершего), которое
подается в произвольной форме в организацию, в которой произошел
несчастный случай на производстве или получено профессиональное
заболевание. Заявление подается в течение 6 месяцев со дня получения акта
о несчастном случае на производстве или акта о профессиональном
заболевании, оформленного в установленном законодательством порядке,
копия которого прикладывается к заявлению. В случае одновременной подачи
заявлений от нескольких членов семьи погибшего единовременная денежная
компенсация выплачивается в равных долях всем заявителям. Выплата
денежной компенсации осуществляется в срок не позднее 30 календарных дней
со дня подачи заявления.
4.19. Создавать необходимые условия для выполнения членами комитетов
(комиссий) по охране труда и уполномоченными (доверенными) лицами по
охране труда функций по осуществлению контроля за состоянием условий и
охраны труда, проводить их обучение в специализированных учебных центрах
с сохранением среднего заработка на период проведения обучения.
4.20. Создавать в организациях специализированные рабочие места для
трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное
заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с непосредственным
исполнением работниками трудовых обязанностей.
4.21. Обеспечить мероприятия по проведению профессионального
обучения, дополнительного профессионального образования работников,
направлять их на курсовое, индивидуальное и иное профессиональное
обучение.

Профсоюзы обязуются:
4.22. Осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том
числе с участием правовых и технических инспекторов труда профсоюзов,
уполномоченных (доверенных) лиц первичных профсоюзных организаций. При
выявлении нарушений направлять работодателям обязательные для исполнения
представления об устранении выявленных нарушений, в том числе о
приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и (или)
здоровью работников. В случае необходимости информировать об этом органы
государственного надзора и контроля.
4.23. Проводить разъяснительную работу среди работников организаций
по вопросам охраны труда и предоставления социальных гарантий.
4.24. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний, в том числе в организациях,
в которых не созданы первичные профсоюзные организации. Осуществлять
контроль за выполнением мероприятий по устранению причин несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отмеченных в
актах специального расследования.
4.25. Оказывать консультационную правовую помощь лицам, пострадавшим
в результате несчастных случаев на производстве или получившим
профессиональное заболевание, представлять интересы членов профсоюза в
суде.
4.26. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с
нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в
области охраны труда, невыполнением обязательств по охране труда,
предусмотренных соглашениями, коллективными договорами.

Раздел 5. В области социальной защиты населения

Стороны обязуются:
5.1. Содействовать развитию предоставления организациями социальных
услуг.
5.2. Проводить согласованную политику в области развития культуры,
спорта, туризма, организации детского, молодежного и семейного отдыха,
сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов
города Москвы.
5.3. Принимать меры по сохранению детских загородных оздоровительных
лагерей.
5.4. Обеспечивать условия для участия инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья в массовых культурных и спортивных
мероприятиях в городе Москве.

Правительство и Профсоюзы обязуются:
5.5. Организовывать новогодние представления в дни зимних школьных
каникул для детей.

Правительство обязуется:
5.6. Предусматривать средства на осуществление региональной
социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам и ежемесячной
компенсационной выплаты к пенсии отдельным категориям работающих
пенсионеров.
5.7. Предусматривать предоставление бесплатных санаторно-курортных
путевок льготным категориям граждан, установленным правовыми актами
города Москвы.
5.8. Предусматривать средства на предоставление обучающимся по очной
форме обучения по образовательным программам подготовки
научно-педагогических кадров в аспирантуре (ординатуре, адъюнктуре) мер
социальной поддержки по оплате проезда в транспорте общего пользования в
городе Москве в порядке, установленном Правительством Москвы.
5.9. Предусматривать в рамках проведения оздоровительной кампании
приобретение путевок для представителей студентов из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
5.10. Осуществлять бесплатные перевозки организованных групп детей,
обучающихся в образовательных организациях города Москвы, в каникулярный
период по установленным сертификатам на всех видах городского
пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси).

Работодатели обязуются:
5.11. Направлять информацию о приеме на работу пенсионеров органам
социальной защиты населения города Москвы по месту нахождения
работодателя или по месту жительства работника-пенсионера в городе Москве
в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия работодателем локального
правового акта о принятии на работу работника-пенсионера.

Профсоюзы обязуются:
5.12. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным и в полном
объеме перечислением работодателем страховых взносов на обязательное
социальное страхование.
5.13. Осуществлять профсоюзный контроль за своевременным и в полном
объеме предоставлением работодателем достоверных сведений индивидуального
(персонифицированного) учета работников организаций в территориальные
органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Раздел 6. В области развития системы социального партнерства

Стороны обязуются:
6.1. Проводить согласованную политику в области социально-трудовых и
связанных с ними экономических отношений.
6.2. Проводить совместную работу в организациях по укреплению
действующих и созданию новых объединений работодателей и первичных
профсоюзных организаций.
6.3. Содействовать разработке мер организационного и экономического
стимулирования вступления работодателей в объединения работодателей.
6.4. Оказывать практическое и методическое содействие заключению
городских отраслевых и окружных соглашений, коллективных договоров в
организациях.
6.5. Проводить взаимные консультации по разработке и реализации
нормативных правовых актов города Москвы по социально-трудовым отношениям
и связанным с ними экономическим отношениям.
6.6. Информировать друг друга в письменной форме о принимаемых
решениях и нормативных правовых актах города Москвы по вопросам, которые
являются предметом настоящего Соглашения, а также по вопросам
регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними
экономических отношений.
6.7. Оказывать содействие организациям в пределах полномочий в
пропаганде трудового законодательства в средствах массовой информации.
6.8. Содействовать созданию комиссий по трудовым спорам в городе
Москве в целях досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров.
6.9. Способствовать предотвращению и разрешению коллективных
трудовых споров. В случае их возникновения обращаться в учреждение
«Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» и
выполнять его решения.
6.10. Направлять в учреждение «Трудовой арбитражный суд для
разрешения коллективных трудовых споров» информацию о коллективных
трудовых спорах и массовых нарушениях трудовых прав работников для
оказания содействия в их урегулировании, систематизации и проведения
аналитической работы в целях предотвращения указанных ситуаций.
6.11. Размещать в организациях информацию с указанием органов и
организаций, занимающихся урегулированием трудовых споров.
6.12. Содействовать созданию молодежных советов или советов молодых
специалистов в организациях.
6.13. Продолжить работу по обучению представителей Сторон по
вопросам правового обеспечения, договорного регулирования
социально-трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров
и соглашений, основам организации взаимодействия сторон социального
партнерства в рамках реализации планов развития города Москвы.
6.14. Учитывать, что при проведении коллективных переговоров по
заключению отраслевых (межотраслевых) соглашений в отраслях, в которых
отсутствуют соответствующие объединения работодателей, сторону
работодателей представляет МКПП(р).
6.15. Проводить отраслевые совещания с работодателями по вопросам
социальной ответственности предпринимательства, развития отраслевой
системы социального партнерства и заключения отраслевых (межотраслевых)
соглашений и коллективных договоров.
6.16. Проводить ежегодно городской конкурс профессионального
мастерства «Московские мастера», иные конкурсы.

Правительство и Работодатели обязуются:
6.17. Оказывать содействие в выпуске совместных номеров
специализированного периодического информационного издания для освещения
деятельности Правительства Москвы в сфере промышленности «Дайджест
московской промышленности».

Работодатели и Профсоюзы обязуются:
6.18. Осуществлять экспертизу проектов федеральных законов и
проектов нормативных правовых актов города Москвы в области
социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений,
направленных Правительством Москвы, и принимать решения по итогам их
рассмотрения в установленном порядке.

Правительство обязуется:
6.19. Обеспечивать условия для участия органов системы социального
партнерства в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов
Правительства Москвы в сфере социально-трудовых отношений и связанных с
ними экономических отношений.
6.20. Включать представителей Профсоюзов и Работодателей в состав
формируемых Правительством Москвы, органами исполнительной власти города
Москвы комиссий, рабочих групп, коллегий и иных коллегиальных органов по
социально-трудовым вопросам и связанным с ними экономическим вопросам.
6.21. Включать Стороны в перечень организаций, которым
осуществляется рассылка правовых актов Правительства Москвы, касающихся
социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений.
6.22. Размещать информацию об оказании бесплатной правовой помощи
профсоюзами в центрах социального обслуживания и государственных
учреждениях города Москвы, оказывающих комплексные услуги в области
содействия занятости населения города Москвы, на основании представленных
макетов.
6.23. Продолжить реализацию мер государственной поддержки профсоюзам
и организациям профсоюзов (кроме фондов и ассоциаций) по объектам
нежилого фонда и земельным участкам, находящимся в собственности города
Москвы и предоставленных им, в соответствии с федеральным
законодательством, законами города Москвы и иными правовыми актами города
Москвы.
6.24. Продолжить реализацию мер государственной поддержки МКПП(р) и
ее структурным подразделениям по объектам нежилого фонда и земельным
участкам, находящимся в собственности города Москвы и предоставленных им,
в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы и
иными правовыми актами города Москвы.
6.25. Учитывать при оказании финансовой и иной поддержки
организациям в качестве основных критериев выполнение работодателем
обязанности по своевременной выплате работникам заработной платы, участие
в системе социального партнерства, соблюдение трудового законодательства.
6.26. Предоставлять ежегодно Учреждению дополнительного
профессионального образования «Учебно-исследовательский центр Московской
Федерации профсоюзов» субсидию на возмещение расходов, связанных с
обучением представителей сторон социального партнерства вопросам
регулирования социально-трудовых отношений, в размере, предусмотренном
законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий
финансовый год и плановый период.
6.27. Предоставлять ежегодно Московской Федерации профсоюзов
субсидию на возмещение части расходов, связанных с организацией и
проведением новогодних представлений для детей в Государственном
Кремлевском дворце, в размере, предусмотренном законом города Москвы о
бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый
период.
6.28. Предоставлять ежегодно Московской Федерации профсоюзов
субсидию на возмещение части расходов, связанных с подготовкой и
проведением детских оздоровительных мероприятий, в размере,
предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на
соответствующий финансовый год и плановый период.
6.29. Предоставлять ежегодно МКПП(р) субсидию на возмещение части
расходов, связанных с развитием отраслевой системы социального
партнерства в городе Москве, в размере, предусмотренном законом города
Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и
плановый период.
6.30. Предоставлять ежегодно МКПП(р) субсидию на возмещение части
расходов, связанных с организацией и проведением мероприятий для
представителей сторон социального партнерства, включая руководителей и
специалистов организаций, по вопросам социально-трудовых отношений и
связанных с ними экономических отношений в соответствии с Федеральным
законом от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», в
размере, предусмотренном законом города Москвы о бюджете города Москвы на
соответствующий финансовый год и плановый период.
6.31. Предоставлять ежегодно субсидию МКПП(р) на возмещение части
расходов, связанных с организацией и проведением Московского
международного инженерного форума, в размере, предусмотренном законом
города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и
плановый период.
6.32. Проводить ежегодно встречи с активом московских объединений
работодателей по вопросам социально-экономического развития города
Москвы.
6.33. Оказывать содействие в размещении информации на информационных
конструкциях в установленном правовыми актами города Москвы порядке.

Работодатели обязуются:
6.34. Обеспечивать условия для беспрепятственного осуществления
профсоюзного контроля, в том числе проводимого совместно с органами
государственного надзора и контроля, за соблюдением трудового
законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Способствовать инициативе работников по созданию (восстановлению)
первичных профсоюзных организаций в целях развития
коллективно-договорного регулирования социально-трудовых вопросов.
6.35. Обеспечивать участие в коллегиальных органах управления
организациями полномочных представителей профсоюзных организаций с правом
голоса.
6.36. Представлять по запросу представителей профсоюзных организаций
полную и достоверную информацию, необходимую для заключения и подведения
итогов выполнения коллективных договоров и соглашений.
6.37. Содействовать участию представителей выборных профсоюзных
органов в городских профсоюзных мероприятиях.

Профсоюзы обязуются:
6.38. Проводить консультации по правовым вопросам и вопросам охраны
труда на официальном сайте Московской Федерации профсоюзов в
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе в режиме
«online», используя компьютерную программу «Профсоюзная Фемида».
6.39. Принимать участие в разработке проектов законов и иных
нормативных правовых актов города Москвы в сфере социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических отношений, в том числе по
вопросам оплаты труда и уровня жизни населения.
6.40. Оказывать бесплатную консультационную правовую помощь
профсоюзным организациям, членам профсоюза, работникам организаций, не
состоящим в профсоюзе, а также ищущим работу гражданам по вопросам
трудового законодательства.
6.41. Не выступать организаторами забастовок в случае выполнения
Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных
настоящим Соглашением, а также отраслевыми и окружными соглашениями и
коллективными договорами.

Раздел 7. Заключительные положения

7.1. Органам исполнительной власти города Москвы в соответствии с
законом города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий
финансовый год и плановый период и постановлением Правительства Москвы от
22 августа 2017 г. N 552-ПП «О предоставлении субсидий, грантов в форме
субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям, физическим лицам» предусматривать субсидии на цели
выполнения обязательств настоящего Соглашения, городских отраслевых
(межотраслевых) соглашений.
7.2. Размеры субсидий на цели, указанные в настоящем Соглашении,
предусматриваемые в установленном порядке законом города Москвы о бюджете
города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период,
определяются путем их корректировки в установленном порядке.
7.3. Стороны Соглашения вправе по взаимному согласию устанавливать
ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по Соглашению или
решений МТК, если эта ответственность не противоречит законодательству
Российской Федерации.
7.4. Соглашение открыто для присоединения всех организаций,
индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на
территории города Москвы, в порядке, определяемом Законом города Москвы
от 11 ноября 2009 года N 4 «О социальном партнерстве в городе Москве».
7.5. В целях обеспечения реализации настоящего Соглашения,
дальнейшего развития социального партнерства Стороны на основе взаимных
консультаций в рамках МТК разрабатывают документы, принимают необходимые
решения, формируют предложения федеральным органам государственной
власти, органам государственной власти города Москвы, Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,
Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Центрального федерального округа и принимают меры по их реализации.
7.6. Обязательства Работодателей принимают на себя также две другие
Стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции. Сторонами
социального партнерства осуществляется контроль за соблюдением настоящего
Соглашения, составляется план посещения организаций и выносится на
обсуждение Сторон. Контроль осуществляется с участием Сторон. Инициатором
проведения контрольных мероприятий может выступать любая Сторона.
Документы по запросу одной из Сторон предоставляются в срок не позднее
трех рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Решение о
проведении посещения организаций принимается одной из Сторон при наличии
в представленных документах достоверных сведений о невыполнении
обязательств, принятых Сторонами. Взаимные консультации проводятся в срок
не позднее 7 рабочих дней, следующих за днем поступления от Стороны
письменного уведомления.
7.7. Стороны обязуются в I квартале 2021 г. подготовить проект
Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями
работодателей на 2022 год и соответствующие годы.
7.8. Стороны обязуются в IV квартале 2021 г. рассмотреть и заключить
Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы,
московскими объединениями профсоюзов, московскими объединениями
работодателей на 2022 год и соответствующие годы.
7.9. Соглашение вступает в силу с 1 января 2019 г. и действует до
вступления в силу нового Московского трехстороннего соглашения между
Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, московскими
объединениями работодателей.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Председатель
Московской Федерации профсоюзов М.И. Антонцев

Председатель
Московской Конфедерации промышленников
и предпринимателей (работодателей) Е.В. Панина

Обзор документа

Заключено Московское трехстороннее соглашение на 2019-2021 гг..
Установлено, что размер минимальной заработной платы пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Москвы, утвержденного Правительством Москвы. В случае снижения величины прожиточного минимума размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.
В соглашении закрепляются обязанности сторон в области экономики и повышения инвестиционной привлекательности. В частности, стороны обязуются: содействовать развитию высокотехнологичного инновационного производства; принимать меры по устранению избыточного государственного регулирования и снижения административных барьеров; развивать действующие и создавать новые технопарки и технополисы; создавать условия для повышения конкурентоспособности товаров и услуг московских производителей и т.д.
Планируется не допускать роста зарегистрированной безработицы выше 0,7% от общей численности рабочей силы (действовавшее ранее соглашение предусматривало уровень безработицы не выше 1%).

Стороны также обязуются содействовать созданию новых, сохранению и модернизации действующих рабочих мест для жителей города; содействовать обеспечению временной занятости молодежи в свободное от учебы время и в период каникул; осуществлять мероприятия, направленные на стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и т.д.
Кроме того, планируется обеспечить проведение диспансеризации работников организаций и студентов, обучающихся по очной форме обучения, способствовать развитию добровольного и безвозмездного донорства крови, содействовать развитию предоставления организациями соцуслуг и пр.