новости государства, права, общества по существу

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. N 128 «Об утверждении Правил формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований»

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации» Правительство Российской
Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила формирования, ведения и актуализации реестра обязательных
требований;
план-график формирования реестра обязательных требований.
2. Определить:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации оператором реестра обязательных требований (далее —
реестр);
Министерство экономического развития Российской Федерации
уполномоченным органом, осуществляющим методическое обеспечение
наполнения реестра;
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие
государственный контроль (надзор), предоставление лицензий, иных
разрешений и аккредитацию, федеральные органы исполнительной власти,
осуществляющие функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию, Государственную корпорацию по
космической деятельности «Роскосмос» и Государственную корпорацию по
атомной энергии «Росатом» уполномоченными органами и организациями по
внесению сведений в реестр.
3. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций
Российской Федерации:
а) ввести до 1 марта 2021 г. реестр в опытную эксплуатацию;
б) обеспечить до 1 июля 2021 г. работу публичного портала реестра в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
4. Уполномоченным органам и организациям по внесению сведений в
реестр в соответствии с планом-графиком, утвержденным настоящим
постановлением, обеспечить внесение сведений об обязательных требованиях
и их актуализацию в реестре в соответствии с Правилами, утвержденными
настоящим постановлением.
5. Министерству экономического развития Российской Федерации создать
межведомственную рабочую группу по координации и методическому
обеспечению формирования, ведения и актуализации реестра с участием
Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации и иных органов
государственной власти и юридических лиц.
6. Установить, что межведомственная рабочая группа по координации и
методическому обеспечению формирования, ведения и актуализации реестра
утверждает перечень и план проведения основных мероприятий, направленных
на развитие реестра.
7. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными
настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами
исполнительной власти в пределах установленной предельной численности их
работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном
бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
8. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2021 г., но не
ранее дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 128

Правила
формирования, ведения и актуализации реестра обязательных требований

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования, ведения и
актуализации реестра обязательных требований (требований, содержащихся в
нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением
предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения
которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора),
муниципального контроля, привлечения к административной ответственности,
предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации (далее —
разрешительная деятельность), оценки соответствия продукции, иных форм
оценки и экспертизы) (далее — реестр). Реестр ведется в сферах
общественных отношений, к которым применяется Федеральный закон «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации».
2. Реестр представляет собой федеральную государственную
информационную систему, которая создается в целях обеспечения
систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных
лиц об обязательных требованиях, установивших их нормативных правовых
актах, о сроке их действия, а также в целях обеспечения ведения в
электронной форме реестра содержащихся в нормативных правовых актах
обязательных требований и базы данных о нормативных правовых актах,
содержащих обязательные требования.
3. Задачами создания реестра является автоматизация процессов:
а) формирования, ведения и актуализации реестра содержащихся в
нормативных правовых актах обязательных требований;
б) выделения обязательных требований из текстов нормативных правовых
актов;
в) информирования заинтересованных лиц об обязательных требованиях.
4. Сведения в реестр вносятся федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими государственный контроль (надзор), предоставление
лицензий и иных разрешений, а также аккредитацию, Государственной
корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», Государственной
корпорацией по атомной энергии «Росатом», а также в случае, если
полномочие Российской Федерации по федеральному государственному контролю
(надзору) или разрешительной деятельности передано органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными
органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию (далее —
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные
организации).
5. Реестр включает следующие сведения (атрибуты) в отношении каждого
обязательного требования:
а) содержание обязательного требования (условия, ограничения,
запреты, обязанности);
б) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта,
содержащего обязательное требование, и ее текст;
в) срок действия обязательного требования;
г) сведения о статусе обязательного требования (действующее,
недействующее требование). Хранение в реестре сведений об обязательных
требованиях, в том числе недействующих, осуществляется на постоянной
основе;
д) вид, наименование и реквизиты нормативного правового акта,
содержащего обязательное требование;
е) ссылка на текст нормативного правового акта на Официальном
интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) или ссылка на
прямое скачивание нормативного правового акта с сайта заинтересованного
федерального органа исполнительной власти, уполномоченной организации,
если он не опубликован на Официальном интернет-портале правовой
информации (www.pravo.gov.ru);
ж) объект установления обязательного требования (осуществляемая
деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются
обязательные требования, лица и используемые объекты, к которым
предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности,
совершении действий, результаты осуществления деятельности, совершения
действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования);
з) сферы общественных отношений, затрагиваемые обязательным
требованием;
и) виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать
обязательное требование, в соответствии с Общероссийским классификатором
видов экономической деятельности (в случае, если обязательное требование
устанавливается в отношении деятельности лиц);
к) форма оценки соблюдения обязательного требования (государственный
контроль (надзор), привлечение к административной ответственности,
предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка
соответствия продукции, иные формы оценки и экспертизы);
л) перечень документов (сведений), подтверждающих соответствие
субъекта (объекта) обязательному требованию (при наличии);
м) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные организации, осуществляющие выдачу документов или
предоставление сведений, подтверждающих соответствие субъекта (объекта)
обязательному требованию (при наличии);
н) вид государственного контроля (надзора), наименование вида
разрешительной деятельности (полномочия по предоставлению лицензий, иных
разрешений и аккредитации), в рамках которых обеспечивается оценка
соблюдения обязательного требования, установленного нормативным правовым
актом, в соответствии с федеральной государственной информационной
системой «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг
(функций)» (при наличии);
о) ответственность, предусмотренная за несоблюдение обязательного
требования с указанием ее размера (при наличии);
п) наименование и реквизиты нормативного правового акта,
устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного
требования;
р) реквизиты структурной единицы нормативного правового акта,
устанавливающего ответственность за несоблюдение обязательного
требования, и ее текст;
с) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные организации, осуществляющие государственный контроль
(надзор) и оценку соблюдения обязательных требований;
т) субъект административной ответственности за несоблюдение
обязательного требования;
у) наименование заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти, уполномоченных организаций, осуществляющих полномочия по
привлечению к административной ответственности за нарушение обязательного
требования;
ф) гиперссылки на проверочные листы (после их утверждения) в
формате, допускающем их использование для самообследования (при наличии);
х) гиперссылки на руководства по соблюдению обязательных требований,
иные документы ненормативного характера, содержащие информацию об
обязательном требовании и порядке его соблюдения (при их наличии);
ц) гиперссылки на доклады о достижении целей введения обязательных
требований (при наличии).
6. Перечни лиц, ответственных за размещение сведений в реестре
(далее — ответственные лица), подлежат утверждению заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными
организациями.
7. Размещение в реестре сведений об обязательных требованиях
(атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, заверяется
усиленной квалифицированной электронной подписью ответственного лица в
соответствии с положениями Федерального закона «Об электронной подписи».
8. Руководители и ответственные лица заинтересованных федеральных
органов исполнительной власти, уполномоченных организаций несут
ответственность за полноту и достоверность сведений об обязательных
требованиях (атрибутов), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил,
размещенных в реестре, а также за соблюдение порядка и сроков их внесения
в реестр.
9. В случае если федеральный орган исполнительной власти не
осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию в
соответствующей сфере общественных отношений, контроль за полнотой и
достоверностью сведений об обязательных требованиях, размещенных таким
органом в реестре, осуществляет федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере общественных
отношений.
10. Принципами функционирования реестра являются:
а) публичность и доступность информации, размещаемой в реестре;
б) предоставление доступа к сервисам реестра, осуществляемого с
использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и
предполагающего возможность индивидуализированной настройки процессов и
информационных ресурсов реестра;
в) авторизованный доступ к реестру, осуществляемый с использованием
единой системы идентификации и аутентификации;
г) информационное взаимодействие реестра с иными информационными
системами, осуществляемое в том числе посредством единой системы
межведомственного электронного взаимодействия.
11. Участниками реестра являются:
а) оператор реестра — Министерство цифрового развития, связи и
массовых коммуникаций Российской Федерации;
б) уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение
наполнения реестра, — Министерство экономического развития Российской
Федерации;
в) заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные организации.
12. Оператор реестра выполняет следующие функции:
а) обеспечивает разработку программного обеспечения реестра в
соответствии с функциональными, техническими, качественными и
эксплуатационными требованиями к реестру;
б) обеспечивает функционирование специализированного сайта в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащего сведения
об обязательных требованиях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил
(далее — публичный портал), а также круглосуточный доступ граждан и
организаций к указанным сведениям;
в) обеспечивает сохранность информации, содержащейся в реестре, и
невозможность ее несанкционированного изменения;
г) организует доступ к реестру ответственных лиц и их информационную
поддержку по техническим вопросам;
д) обеспечивает фиксирование сведений о фактах доступа к реестру, а
также об ответственных лицах и осуществляет их хранение;
е) обеспечивает администрирование, эксплуатацию, развитие
программно-технических средств реестра и его бесперебойное
функционирование в соответствии с функциональными, техническими,
качественными и эксплуатационными требованиями к реестру;
ж) обеспечивает соответствие реестра требованиям законодательства
Российской Федерации в области защиты информации.
13. Уполномоченный орган, осуществляющий методическое обеспечение
наполнения реестра, выполняет следующие функции:
а) в целях формирования, ведения и актуализации реестра организует
методическое сопровождение его работы;
б) определяет направления развития реестра и обеспечивает по
согласованию с оператором реестра формирование функциональных,
технических, качественных и эксплуатационных требований к реестру;
в) разрабатывает методические рекомендации по формированию, ведению
и актуализации реестра, в том числе нормативно-справочную информацию.
14. Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные организации выполняют следующие функции:
а) вносят в реестр сведения о нормативных правовых актах, содержащих
обязательные требования;
б) вносят в реестр формулировки обязательных требований, сведения
(атрибуты), предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, посредством
заполнения электронных форм реестра;
в) определяют лиц, ответственных за размещение сведений в реестр.
15. Министерство юстиции Российской Федерации принимает участие в
методическом сопровождении работы реестра.
16. Функциями реестра являются:
а) формирование реестра в соответствии с установленным атрибутивным
составом;
б) формирование базы данных о нормативных правовых актах, содержащих
обязательные требования;
в) обеспечение возможности формирования заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными
организациями в автоматизированном режиме проверочных листов на основе
сведений реестра;
г) формирование рекомендаций по выделению обязательных требований из
текстов нормативных правовых актов, загруженных заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными
организациями;
д) обеспечение возможности анализа практики применения обязательных
требований, в том числе выявления дублирования обязательных требований и
оценки затрат на соблюдение обязательных требований;
е) обеспечение возможности автоматического заполнения отдельных
сведений (атрибутов) с использованием нормативно-справочной информации
реестра и базы данных о нормативных правовых актах, содержащих
обязательные требования, формируемой в соответствии с подпунктом «б»
настоящего пункта, при их наличии, а также обеспечение возможности
корректировки ответственными лицами автоматически заполненных значений.
17. Технические и программные средства реестра обеспечивают:
а) защиту информации, содержащейся в информационных ресурсах, в том
числе от копирования, распространения, уничтожения, модификации и
блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;
б) применение усиленной квалифицированной электронной подписи при
размещении, изменении или удалении информации в соответствии с
положениями Федерального закона «Об электронной подписи», а также
возможность проверки такой электронной подписи на протяжении всего срока
хранения информации средствами реестра;
в) идентификацию, аутентификацию и авторизацию участников,
осуществляющих формирование, размещение, изменение и удаление информации,
содержащейся в информационных ресурсах;
г) ведение электронных журналов учета операций, выполненных с
помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет
всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать
точное время, содержание изменений и сведения о лицах, осуществивших
изменения;
д) ежедневное копирование информации и электронных журналов учета
операций на резервный материальный носитель, обеспечивающий возможность
восстановления указанной информации;
е) хранение резервных копий информации и электронных журналов учета
операций, полученных в результате ежедневного копирования в течение
срока, установленного оператором реестра, но не менее 30 календарных
дней.
18. Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на публичном
портале.
19. Актуализация сведений об обязательных требованиях, за
исключением случаев, предусмотренных пунктом 20 настоящих Правил,
производится заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти, уполномоченными организациями не позднее 5 рабочих дней до даты
вступления в силу нормативного правового акта, содержащего новое
обязательное требование и (или) вносящего изменения в нормативный
правовой акт, содержащий обязательное требование, либо признающего
утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий обязательное
требование.
20. Актуализация сведений об обязательных требованиях, установленных
нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 2 статьи
3 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации», производится заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, уполномоченными организациями не позднее 10
рабочих дней со дня официального опубликования нормативного правового
акта, содержащего новое обязательное требование и (или) вносящего
изменения в нормативный правовой акт, содержащий обязательное требование,
либо признающего утратившим силу нормативный правовой акт, содержащий
обязательное требование.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 128

План-график
формирования реестра обязательных требований

—————————————————————————
Наименование | Сфера | Форма оценки | Срок
федерального органа| общественных | соблюдения | внесения
исполнительной | отношений | обязательных | сведений
власти или | | требований |
уполномоченной | | |
организации | | |
—————————————————————————
1. Роструд охрана труда федеральный 30 апреля
государственный 2021 г.
надзор за
соблюдением
трудового
законодательства и
иных нормативных
правовых актов,
содержащих нормы
трудового права

2. Роспотребнадзор предоставление федеральный 30 апреля
услуг населению, государственный 2021 г.
оказание услуг санитарно-эпидемио-
общественного логический надзор
питания, оказание
услуг
предприятиями
торговли

3. Росаккредитация аккредитация федеральный 30 апреля
юридических лиц и государственный 2021 г.
индивидуальных контроль за
предпринимателей деятельностью
в национальной аккредитованных
системе лиц, аккредитация
аккредитации юридических лиц и
индивидуальных
предпринимателей в
национальной
системе
аккредитации

4. МЧС России обеспечение федеральный 31 мая
пожарной государственный 2021 г.
безопасности пожарный надзор

5. Минстрой России управление лицензионный 30 апреля
многоквартирными контроль в 2021 г.
домами отношении лиц,
осуществляющих
управление
многоквартирными
домами

Обзор документа

Урегулированы вопросы создания и ведения реестра обязательных требований.

Правительство установило правила формирования и ведения реестра обязательных требований. До 1 марта 2021 г. его введут в опытную эксплуатацию, а до 1 июля 2021 г. обеспечат работу публичного портала реестра.

Предусматривается довольно удобная для пользователей структура реестра. В отношении каждого обязательного требования должно быть указано:

— кто обязан его соблюдать;

— каким актом оно утверждено (со ссылкой на портал правовой информации);

— форма оценки соблюдения обязательного требования;

— ответственность за его несоблюдение и пр.

Следить за реестром будет Минцифры, однако наполнять ресурс должны уполномоченные ФОИВ и организации. Норма Закона об обязательных требованиях о создании реестра вступит в силу с марта 2021 г., а к 30 апреля 2021 г. реестр требований уже должен быть заполнен первыми четырьмя ведомствами: Минстроем, Росаккредитацией, Роспотребнадзором и Рострудом. К 31 мая 2021 г. сведения должно внести МЧС.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2021 г., но не ранее официального опубликования.