новости государства, права, общества по существу

Распоряжение Департамента информационных технологий г. Москвы от 28 февраля 2019 г. N 64-16-52/19 «Об утверждении Положения о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте информационных технологий города Москвы»

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Национального плана
развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы,
утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря
2017 г. N 618, приказами Главного контрольного управления города Москвы
от 14 февраля 2019 г. N 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по
созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы
системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного
законодательства» и N 9 «Об утверждении Типового положения о системе
внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного
законодательства в органе исполнительной власти города Москвы»:
1. Утвердить Положение о системе внутреннего обеспечения
соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте
информационных технологий города Москвы согласно приложению к настоящему
распоряжению.
2. Назначить ответственным за осуществление деятельности по
организации и обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса в
Департаменте заместителя руководителя Департамента — руководителя
контрактной службы Бондала Д.В.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за
собой.

Руководитель Департамента Э.А. Лысенко

Приложение
к распоряжению Департамента
информационных технологий города Москвы
от 28 февраля 2019 г. N 64-16-52/19

Положение
о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям
антимонопольного законодательства в Департаменте информационных
технологий города Москвы

1. Цели, задачи и принципы антимонопольного комплаенса

1.1. Цели антимонопольного комплаенса:
— обеспечение соответствия деятельности Департамента информационных
технологий города Москвы (далее — Департамент) требованиям
антимонопольного законодательства;
— профилактика нарушения требований антимонопольного
законодательства в деятельности Департамента.
1.2. Задачи антимонопольного комплаенса:
— выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
— управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
— контроль за соответствием деятельности Департамента требованиям
антимонопольного законодательства;
— оценка эффективности функционирования в Департаменте
антимонопольного комплаенса.
1.3. При организации антимонопольного комплаенса Департамент
руководствуется следующими принципами:
— заинтересованность руководства в эффективности функционирования
антимонопольного комплаенса;
— регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного
законодательства;
— обеспечение информационной открытости функционирования
антимонопольного комплаенса;
— непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
— совершенствование антимонопольного комплаенса.

2. Должностное лицо, ответственное за организацию и функционирование
антимонопольного комплаенса в Департаменте

2.1. Общий контроль за организацией и функционированием
антимонопольного комплаенса в Департаменте осуществляется руководителем
Департамента.
Руководитель Департамента осуществляет следующие полномочия:
— вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе Департамента,
разработанный на основании Типового положения о системе внутреннего
обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в
органе исполнительной власти города Москвы, утвержденного приказом
Главного контрольного управления города Москвы от 14 февраля 2019 г. N 9,
вносит в него изменения, а также принимает документы, регламентирующие
функционирование антимонопольного комплаенса;
— в пределах компетенции применяет предусмотренные законодательством
Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими
Департамента акта об антимонопольном комплаенсе;
— рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок
эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает
меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
— осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков
антимонопольного комплаенса;
— утверждает карту рисков нарушения антимонопольного
законодательства Департамента;
— утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного
комплаенса;
— утверждает план мероприятий («дорожную карту») по снижению рисков
нарушения антимонопольного законодательства;
— подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый
коллегиальным органом, предусмотренным Методическими рекомендациями по
созданию и организации органами исполнительной власти города Москвы
системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного
законодательства, утвержденными приказом Главного контрольного управления
города Москвы от 14 февраля 2019 г. N 8 (далее — Методические
рекомендации).
2.2. Руководитель назначает должностное лицо, которое подчиняется
непосредственно руководителю Департамента и наделено необходимыми
полномочиями и ресурсами для выполнения возложенных задач в рамках
обеспечения функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте.
2.3. Должностным лицом, осуществляющим деятельность по организации и
обеспечению функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте,
является заместитель руководителя Департамента — руководитель контрактной
службы Бондал Д.В.
2.4. Должностное лицо Департамента осуществляет следующие
полномочия:
— подготовка и представление руководителю Департамента акта об
антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в данный акт), а также
документов, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса в
Департаменте;
— выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет
обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного
законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения
антимонопольного законодательства, подготовка информации, предусмотренной
пунктом 4.2 Методических рекомендаций;
— подготовка и представление для утверждения руководителю карты
рисков нарушения антимонопольного законодательства;
— определение и представление для утверждения руководителю
Департамента ключевых показателей эффективности антимонопольного
комплаенса;
— ежегодная оценка достижения ключевых показателей эффективности
антимонопольного комплаенса;
— выявление конфликта интересов в деятельности служащих и
структурных подразделений Департамента, разработка предложений по их
исключению;
— консультирование должностных лиц Департамента по вопросам,
связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и
антимонопольным комплаенсом;
— организация взаимодействия с другими структурными подразделениями
Департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
— разработка процедур внутреннего расследования, связанного с
осуществлением антимонопольного комплаенса;
— организация расследований, связанных с функционированием
антимонопольного комплаенса в Департаменте, и участие в них;
— взаимодействие с координирующим, уполномоченным органами,
предусмотренными Методическими рекомендациями, по вопросам
функционирования антимонопольного комплаенса;
— информирование руководителя Департамента о внутренних документах,
которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
— разработка и внесение на утверждение руководителю Департамента
плана мероприятий («дорожной карты») по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства;
— подготовка для подписания руководителем Департамента и утверждения
коллегиальным органом доклада об антимонопольном комплаенсе;
— иные функции, связанные с осуществлением антимонопольного
комплаенса.

3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
в деятельности Департамента

3.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного
законодательства, а также их распределение по уровням рисков являются
неотъемлемой частью внутреннего контроля соблюдения Департаментом
антимонопольного законодательства и осуществляется в соответствии с
Методическими рекомендациями.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного
законодательства должностным лицом Департамента совместно с правовым
управлением проводятся:
— анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в
Департаменте за предыдущие 3 года (наличие предостережений,
предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
— анализ правовых актов Департамента;
— анализ проектов правовых актов Департамента;
— мониторинг и анализ практики применения антимонопольного
законодательства;
— проведение систематической оценки эффективности разработанных и
реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного
законодательства.
3.3. При проведении должностным лицом анализа выявленных нарушений
антимонопольного законодательства Департамента реализуются следующие
мероприятия:
— осуществление сбора сведений в структурных подразделениях
Департамента о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
— составление перечня нарушений антимонопольного законодательства
Департаментом.
3.4. При проведении должностным лицом анализа правовых актов
Департамента реализуются следующие мероприятия:
— разработка и размещение на официальном сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» исчерпывающего перечня
правовых актов (далее — перечень актов) с приложением к перечню актов
текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения,
относящиеся к охраняемой законом тайне (в срок не позднее мая отчетного
года);
— размещение на официальном сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомления о начале
сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в
срок не позднее мая отчетного года);
— осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний
и предложений организаций и граждан по перечню актов;
— представление руководителю сводного доклада с обоснованием
целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в правовые акты
Департамента.
3.5. При проведении должностным лицом Департамента анализа проектов
правовых актов реализуются следующие мероприятия:
— размещение на официальном сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» проекта правового акта
с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе
их влияния на конкуренцию;
— осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций
и граждан замечаний и предложений по проекту правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения
антимонопольного законодательства должностным лицом Департамента
реализуются следующие мероприятия:
— осуществление на постоянной основе сбора сведений о
правоприменительной практике в Департаменте;
— подготовка по итогам сбора информации аналитической справки об
изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в
Департаменте.
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного
законодательства должностным лицом Департамента должна проводиться оценка
таких рисков с учетом следующих показателей:
— отрицательное влияние на отношение институтов гражданского
общества к деятельности исполнительной власти города Москвы по развитию
конкуренции;
— выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия),
которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
— возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
— привлечение к административной ответственности в виде наложения
штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.

4. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства

4.1. В карту рисков нарушения антимонопольного законодательства по
форме, предусмотренной Методическими рекомендациями, включаются:
— выявленные риски (их описание);
— описание причин возникновения рисков;
— описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства
утверждается руководителем Департамента и размещается на официальном
сайте органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок
не позднее 1 апреля отчетного года.

5. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства

5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного
законодательства должностным лицом Департамента ежегодно разрабатывается
план мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства по форме, предусмотренной Методическими
рекомендациями, подлежащий пересмотру при внесении изменений в карту
рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.2. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков
нарушения антимонопольного законодательства должен содержать в разрезе
каждого риска (согласно карте рисков нарушения антимонопольного
законодательства) конкретные мероприятия, необходимые для устранения
выявленных рисков.
В плане мероприятий («дорожной карте») по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства указываются:
— наименование мероприятий по минимизации и устранению рисков
(согласно карте рисков нарушения антимонопольного законодательства);
— описание конкретных действий, направленных на минимизацию и
устранение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
— ответственное должностное лицо;
— показатели выполнения мероприятия;
— срок исполнения мероприятия и представления отчета о достигнутых
результатах руководителю Департамента.
5.3. План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков
нарушения антимонопольного законодательства утверждается руководителем
Департамента.
5.4. Должностное лицо Департамента на постоянной основе осуществляет
мониторинг выполнения мероприятий плана мероприятий («дорожной карты») по
снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
5.5. Информация об исполнении плана мероприятий («дорожной карты»)
по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства подлежит
рассмотрению руководителем Департамента.

6. Ключевые показатели и оценка эффективности антимонопольного комплаенса

6.1. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
представляют собой количественные характеристики работы
(работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного
законодательства, которые могут быть выражены как в абсолютных (единицы,
штуки), так и в относительных (проценты, коэффициенты) значениях.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
разрабатываются должностным лицом Департамента в соответствии с Методикой
расчета ключевых показателей эффективности функционирования в органе
исполнительной власти города Москвы антимонопольного комплаенса,
предусмотренной Методическими рекомендациями, утверждаются руководителем
Департамента ежегодно и должны быть определены как для Департамента в
целом, так и для должностного лица.
6.3. Должностное лицо Департамента ежегодно проводит оценку
достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного
комплаенса.
6.4. Оценка эффективности организации и функционирования
антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по
результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.

7. Доклад об антимонопольном комплаенсе

7.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе, согласованный с
правовым управлением Департамента, представляется должностным лицом на
подпись руководителю Департамента в срок не позднее 15 февраля года,
следующего за отчетным.
Должностное лицо Департамента обеспечивает подписание проекта
доклада руководителем Департамента в срок не позднее 1 марта года,
следующего за отчетным.
Подписанный доклад в течение семи дней с момента его подписания
представляется в коллегиальный орган в порядке, установленном правовым
актом координирующего органа.
7.2. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном
комплаенсе в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
7.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать
информацию:
— о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного
законодательства;
— об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения
антимонопольного законодательства;
— о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного
комплаенса.
7.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном
сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в
течение месяца с момента его утверждения коллегиальным органом.

8. Ознакомление должностных лиц Департамента с антимонопольным
комплаенсом и обучение требованиям антимонопольного законодательства и
антимонопольного комплаенса

8.1. При поступлении на государственную гражданскую службу города
Москвы, а также при приеме на работу в Департамент на должность, не
относящуюся к государственной службе, должностное лицо Департамента
совместно со структурным подразделением, курирующим вопросы
государственной службы и кадров, обеспечивают ознакомление гражданина
Российской Федерации с Методическими рекомендациями, настоящим
положением.
8.2. Должностное лицо совместно со структурным подразделением,
курирующим вопросы государственной службы и кадров, организуют
систематическое обучение сотрудников Департамента требованиям
антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса в
следующих формах:
— вводный (первичный) инструктаж;
— целевой (внеплановый) инструктаж;
— иные обучающие мероприятия.
8.3. Вводный (первичный) инструктаж проводятся при приеме на работу
в Департамент, в частности, при переводе на другую должность, если она
предполагает другие служебные (трудовые) функции.
8.4. Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении
антимонопольного законодательства, настоящего положения, при выявлении
признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного
законодательства в деятельности Департамента.

9. Ответственность за неисполнение документов, регламентирующих процедуры
и мероприятия антимонопольного комплаенса

9.1. Сотрудники Департамента несут дисциплинарную ответственность за
неисполнение документов, регламентирующих процедуры и мероприятия
антимонопольного комплаенса.

Обзор документа

Департаментом информационных технологий разработан порядок организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Антимонопольный комплекс организован с целью выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства; управления рисками нарушения антимонопольного законодательства; контроля за соответствием деятельности Департамента информационных технологий требованиям антимонопольного законодательства; оценки эффективности функционирования в Департаменте антимонопольного комплекса.
Общий контроль за организацией и функционированием антимонопольного комплекса осуществляется руководителем Департамента.
Для выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства должностное лицо Департамента совместно с правовым управлением проводят анализ выявленных нарушений за предыдущие три года, анализ правовых актов Департамента, мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства, проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства Департаментом ежегодно разрабатывается план мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
Ежегодно готовится доклад об антимонопольном комплексе, в который включаются сведения о результатах проведенной оценки рисков нарушений; об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства; о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплекса.